tiina (tiina) wrote,
tiina
tiina

Была такая передача...

Кабачок «13 стульев» — юмористическая передача советского телевидения, действие которой по сюжету происходило в польском ресторанчике. Завсегдатаи кабачка (пан Директор, пан Вотруба, пан Зюзя, пан Спортсмен, пани Моника, пан Профессор и другие), которых играли, в основном, артисты Театра сатиры.





Они вели смешные диалоги и «пели» под фонограмму песни исполнителей социалистических стран. Передача выходила в эфир с 1966 по 1981 год и имела огромную популярность, а её участников чаще называли по имени персонажей «Кабачка», чем собственными именами. большим её любителем был Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, по возможности не пропускавший ни одной серии…

Первоначально эта развлекательная программа называлась «Добрый вечер». Ее первым ведущим был актер театра Сатиры Александр Белявский. Именно его и называют автором идеи «Кабачка» — в начале 60-х годов на советском телевидении не хватало юмористических передач, и тут-то «пришелся к месту» Белявский, только что возвратившийся с польских гастролей.

Он подал идею режиссеру театра Сатиры Георгию Зелинскому сделать небольшие телеминиатюры, вроде варшавского представления «Кабаре Старых Панов». Белявский привез подборку скетчей из польских юмористических журналов. Дело «закрутилось».

Вначале рассчитывали сделать всего три передачи, но после первой же передачи в Останкино пошли мешками письма на тему «Хотим еще!». Программу решили продолжить, но вот прежнее название было явно «не в кассу». Тогда объявили всенародный конкурс на лучшее название.
И тогда нашелся «народный герой» из славного города Воронежа, который просто посчитал всех участников программы, и, не мудрствуя лукаво, написал заветные слова — «Кабачок 13 стульев». Благодарная отчизна не забыла подвиг героя — счастливого «счетовода» пригласили в Москву на съемки программы и выдали ему целых 13 ящиков дефицитнейшего в те года чешского пива.
Вскоре на «боевом посту ведущего» Белявского сменил любимец публики, актер того же театра Сатиры, Андрей Миронов. Он провел «два кабачка», и был убран из телепередачи навсегда. Опять таки по многочисленным просьбам телезрителей — общее мнение смотревших программу советских граждан было таково: «Артист Андрей Миронов подавляет своим темпераментом остальных участников. А мы хотим смотреть всех...» Следующим «Паном Ведущим» стал Михаил Державин.
По его словам: «Это было очень заманчиво. Ты сразу становился популярным среди миллионной аудитории. Зрители нас в основном хвалили, давали дружеские советы. Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места и стиля. Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни.
Аромат какого-то «не нашего», большинству не знакомого уюта и комфорта. «Кабачок» для советских зрителей был маленьким «окном в Европу», а тяжелый «железный занавес» превращался в бамбуковую занавеску, легко раздвигаемую руками...»

Вначале программа была черно-белой и записывалась в режиме реального времени, актеры работали по обычному секундомеру и если кто-то из актеров ошибался, то приходилось записывать все сначала. На выпуск одной программы (с учетом репетиций) уходило до полутора месяцев. Текст жестко редактировался, вернее будет сказать — «цензурировался», и «на усмотрение» актеров оставался лишь выбор мимики, интонации и жестов.
Даже одежда для съемок, выглядевшая для тех «совковых лет» шикарно, регламентировалась — так первая «пани Катарина» (Наталья Селезнева) была оштрафована за появление в мини-юбке. После переезда студии в Останкино, «Кабачок» стал «цветным», и к радости исполнителей, вечно спешащих на свои вечерние спектакли, выходить в записи.

Самым упорным, «до последнего», противником «Кабачка» был прославленный главный режиссер Театра Сатиры Валентин Николаевич Плучек. Это объяснялось тем простым фактом, что большинство «панов и паночек» были из его театра, и многие зрители на драматических, несатирических спектаклях просто визжали от восторга, узрев воочию например «пана Ведущего», «пани Монику» или самого «пана Директора». Хотя феноменальная популярность программы и сам Театр Сатиры сделала популярным.

По мнению уже постсоветских обозревателей, «каждая программа была отражением нашей жизни того времени в миниатюре». Так в «пане Спортсмене» многие, как в зеркале, видели советских спортивных «горе-чиновников», бывших когда-то образцово-показательными спортсменами.

А любимый народом «пан Директор» идеально отражал советскую номенклатуру, которая «была и не злая и не добрая», и иногда была способна и «поруководить». Одежды «пани Моники» были для многих советских женщин единственным окошком в мир далекой и загадочной моды.
«Кабачок» смело можно назвать и «первыми Ритмами Зарубежной Эстрады» на советском телевидении — в этой программе впервые прозвучали не только ведущие артисты польской эстрады (Анна Герман), но и песни Мирей Матье и Тома Джонса. Поэтому «пана Ведущего» в многочисленных письмах вежливо просили «не заниматься переводами текстов», а дать возможность без помех записать песню на магнитофон.

Кстати, в первых выпусках «Кабачка» его посещали «вживую» звезды — та же Анна Герман, Барбара Брыльска и другие, но потом все выступления заменила фонограмма. Актеры лишь открывали рот, иногда попадая не в такт — часто новую песню, которую им приходилось «исполнять», они слушали перед самым эфиром.

Во время съёмок.
По слухам, «Кабачок» обязан свои «долгожительством» не народной любви (которая в принципе в СССР всегда была бесправной и запоздавшей), а интересам к «панам» лишь одного человека: самого «дорогого Леонида Ильича». Близко знавшие семью Брежневых, позже рассказывали, что Генсек не пропускал ни одного ее выпуска, если это все же случалось, то ему демонстрировали специально сделанную для него запись.
Ходили легенды о том, что «Кабачок» несколько раз закрывали, и потом срочно собирали актеров и записывали программу, потому что не смели сообщить «любимому вождю», вдруг возжелавшему ее посмотреть, что ее больше нет. Поляки на передачу не обижались, наверно считая ее проявлением «пролетарского интернационализма» или чего-нибудь подобного.
Когда программе стукнуло десять лет, советское руководство по инициативе того же Брежнева осыпало актеров почетными званиями и новыми квартирами, а польское руководство наградило «Кабачок» лишь почетным званием «Заслуженного коллектива культуры Польской Народной Республики». «Кабачок» был закрыт летом 1981-го, после начала «польского бунта».
Само слово «Польша» тогда в прессе и на телевидении тщательно обходилось стороной, и вообще, в этом вопросе было не до юмора. Так и стала внезапно, без какого-либо логического завершения, 150-ая передача последней. Долго потом еще советские граждане с надеждой вчитывались в «Программу передач», но, увы, все было кончено, втихую, без объявления конца.
Через несколько лет, когда в Польше все «рассосалось», была сделана еще одна попытка — некий сериал об обитателях дома. Хотя в нем и снялись многие «кабачковцы», его скоро закрыли. На этот раз все обошлось без политики — программа просто оказалась никому не нужной и затянутой в придачу. О ней сейчас, в отличие от «Кабачка», и не помнят.
Последняя попытка возродить традиционный «Кабачок» была сделана в 1996-м году руководительницей театра «У камина» Анной Макагон. Большинство знаменитых «панов» (Аросьева, Высоковский, Державин и другие) отказались в этом участвовать. Фамилии этих артистов помнят не все, но они до сих пор остались в памяти зрителей под именами своих героев.
Участники «Кабачка 13 стульев»



Первым ведущим был Александр Белявский.



Андрею Миронову удалось провести всего две передачи: подвела харизматичность — зрители посчитали, что он затмил остальных актеров и это разрушает передачу, на роль ведущего нужен более нейтральный актер.
И Андрей Миронов был заменен Михаилом Державиным, создавшим образ среднего поляка — несколько фатоватого, не блещущего умом, но обладающего обаянием.



Михаил Державин появлялся первым еще у входа в «Кабачок», как постоянный завсегдатай, решивший скоротать вечер за кружкой пива. Он произносил свой монолог и раздвигал бамбуковую занавеску.
Один раз даже спел под фонограмму «Червоних Гитар».



Паном первым Директором был изначально Даниил Каданов.



пани Ирэна: Мне пожалуйста, банку сардин.
пани Зося: А Вам каких: испанских, португальских или марокканских?
пани Ирэна: Мне все равно, я не собираюсь с ними разговаривать.


Георгий Тутузов в роли пана Пепусевича.
Пан Руководитель: Молодой человек, вас надо бы записать на пластинку, а пластинку разбить!



Георгий Менглет. Пан Мамонт Маломальский. Руководитель кинообъединения «Седьмая молодость»


Директор: Пан Юзеф, чем это вы занимаетесь?
Юзеф: Грущу…
Директор: Так, веселее навдо грустить, пан Юзеф!
Пауза.
Дректор: А чего это вы грустите, пан Юзеф?
Юзеф: Я сегодня должен был встретить свою жену, но в поезде ее не оказалось.
Боюсь, что она уже дома… Со вчерашнего вечера…


Олег Солюс (слева) в роли пана Пузика, сдавателя квартир и комнат…


Пан Пепичек в исполнении Владимира Долинского.






Спартак Мишулин в роли пана Директора (треста).


Екатерина Васильева в роли пани Эльжбеты. А также в роли пани Люцины (невесты пана Директора). Особый случай — женитьбы пана Директора. У него была невеста пани Люцина, но в результате он женился на пани Эльжбете. Каждое сватовство было настоящим стихийным бедствием для завсегдатаев «Кабачка».



атьяна Жукова в роли пани Ядвиги, сестры пани Эльжбеты.


Пан Марек, муж пани Ядвиги. Георгий Шахет.

Валентина Шарыкина в роли пани Зоси, официантки кабачка.
В первых выпусках она была жгучая брюнетка. В последующих — ярковыраженная блондинка.



Пан Беспальчик, бармен кабачка. Актёр Владимир Козел (в центре)



Ольга Аросева в роли пани Моники.


Борис Рунге в роли Пана Профессора, одноклассника пани Моники. На протяжении всего кабачка они вместе, и она рассказывает ему про своего Бонифация, но сам Бонифаций так и не появляется.


Ирен Азер (слева) в роли Ольгицы, дочери пани Моники. Вначале пани Моника рассказывала про нее своему однокласснику пану Профессору, потом дочка подросла. Пришлось вводить персонаж. В первых сериях Ирен Азер играла пани Каролинку.



Роман Ткачук в роли пана Владека. Прикольная семейная пара пани Тереза и пан Владек. Познакомили и поженили их в «Кабачке», эти персонажи пришли из разных сатирических журналов: Владек из чешского «Рохача», а Тереза из польских «Шпилек». Они не только не были мужем и женой, но даже не были знакомы (так говорил о них первый пан Ведущий, Александр Белявский).

Пани Тереза: Владек, с некоторых пор ты стал разговаривать во сне!
Пан Владек: Ну, вот, уже и во сне поговорить нельзя.
Тереза: Ты говорил о Рошфоре так, как будто бы это вино!
Владек: А разве нет?
Тереза: Конечно, это сыр!


Зоя Зелинская в роли пани Терезы, супруги пана Владека.
Тереза (Владеку): Дорогой, я сегодна прочитала в газете, что в Африке есть страны, где мужья продают своих жен. Скажы, милый, ты мог бы меня продать?
Владек: Что ты, дорогая, только подарить!



четовод пан Вотруба, бухгалтер треста. Актёр Виктор Байков.


Пани Катарина, секретарша пана Директора. Наталья Селезнева. Девушка Лида из «Операции Ы», Зоя из «12 стульев» Гайдая.

пани Зося: О, я вижу у тебя кольцо с бриллиантом.
пани Катарина: Да, это подарок жениха!
пани Зося: Постой, он ведь обещал подарить тебе автомобиль?
пани Катарина: Видимо, он не нашел фальшивого автомобиля.



Позже мужем пани Катарины стал пан Спортсмен. В этом персонаже высмеивалась традиция тех лет прикреплять спортсменов к предприятиям. Ведь считалось, что они любители, а не профессионалы. На этих предприятиях этим спортсменам появляться было некогда: постоянные соревнования и тренировки.
А зарплату они за свою работу получали. По принципу «Я буду представлять ваше предприятие на соревнованиях, а вы будете представлять, что я у вас работаю». Пана Спортсмена сыграл Юрий Волынцев, тот самый загадочный папа Ксении Стриж.




Пан Гималайский, режиссер самодеятельного театра. Рудольф Рудин.



Пан Юрек, таксист, впрочем он не всегда был таксистом. Юрий Соковнин.
Пан Директор: Я хочу Вас внедрить в наш оркестр. Я давно его хочу разогнать, да публика не дает, он пользуется популярностью.



Пани Каролинка в исполнении Виктории Лепко. Пожалуй одна из самых красивых актрис «Кабачка».


Мужем пани Каролинки был пан Анджей, настолько любящий муж, что добровольно стал подкаблучником. Виктор Зозулин.



Юрий Сагьянц в роли пана Трепыхальского, страхового агента.


Пан Станислав, дядюшка пани Эльжбеты. Гениальный актер эпизода Готлиб Ронинсон.



Войцех Заблудяк. Охранник. Не пускал пана ведущего в кабачок. Молодой актер. К сожалению, через год после его появления в передаче ее закрыли. Актёр Александр Галевский.

Пани Ева, секретарша пана Директора. Елена Облеухова.


Пани Беата, актриса театра пана Гималайского.


Ранее роль пани Евы, секретарши пана Директора, исполняла Татьяна Горностаева.



Пан Збышек. Олег Вавилов успел отметиться лишь эпизодическими ролями.
Полный текст : https://picturehistory.livejournal.com/2974235.html
Subscribe
promo tiina january 28, 2015 22:33 245
Buy for 80 tokens
СМОТРЕТЬ ТУТ 10 самых интересных мест, которые можно увидеть с помощью веб - камер
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments