tiina (tiina) wrote,
tiina
tiina

Categories:

20 век в цвете. Улицы мира 40 лет назад. Парадоксы автомобилизации

в проекте История улиц мира улицы 1978 года.
Посмотрим, как была устроена городская жизнь 40 лет назад, и много ли с тех пор изменилось?
Конец 1970-х — это сумерки автомобилизации. В развитых странах она практически достигла физического предела, богатые мегаполисы "Третьего мира" уже начали задыхаться от пробок. Однако огоромный простор для автомобильной экспансии ещё сохраняется в бедных частях того же "Третьего мира" и странах социалистического лагеря.

А Китай 40 лет назад был почти безавтомобильной страной!
Главный проспект Пекина в 1978 году дышит небесным спокойствием:



Раньше эти полупустые пекинские улицы с преимущественно велосипедным движением ассоциировались у меня с осталостью маоистского Китая, но теперь, глядя на апокалиптические снимки современного траффика в китайской столице, я всё чаще задаю себе вопрос: какой же из двух можно назвать "Пекином здорового человека", тот прошлый или нынешний?

1978 Beijing 2014

На следующем снимке структура пекинского уличного траффика 1978 года представлена просто в эталонно наглядном виде:




1978 Beijing

Единственное авто в кадре - мелкосерийный членовоз "Шанхай" для партгосноменклатуры.

Для сравнения посмотрим на столицу соседеней капстраны — Бангкок 1978 г.:

1978 Bangkok

Вот что интересно: 40 лет назад Таиланд был ещё совершенно нищим, сам ещё не начал производить автомобили, а Банкок ими уже забит по самое некуда!

Смотрим теперь на одну из самых богатых и благопулчных стран мира, Амстердам-78, автомобилей визуально меньше, чем в Бангкоке, зато есть велосипедисты, как в Китае:

1978 Amsterdam

Дальше начинаешь понимать, что к тому времени уже сформировалась закономерность: переизбыток автомобилей на улицах — это верный признак городов "Третьего мира", бедности и низкой урбанистической культуры.

В Стамбуле 78-го машины повсюду, даже на тротуарах, как в Москве 2000-х:

1978 Istanbul by Bruno Demostene

А Тегеране за год до победы исламской революции настоящий автоапокалипис:

1978 Tehran traffic2

Тут не только купленное на нефтедоллары, но и своё местно производство, по лицензии.  Причём дальше машин будет только больше и Тегеран пойдёт на последний виток автомобилизации — строительство туннелей и эстакад.
В 2000-м откроют метро.

Довольно редкая особенность тегеранского траффика того времени заключалась в большом количестве мотоциклов и мопедов (что было больше характерно для городов ЮВА):

1978 Tehran traffic

Теперь для сравнения смотрим одну из главных магистралей Вены в том же 78-м. Понятно, почему меньше людей, ну где же обилием автомобилей в стране с гораздо более высоким уровнем благосостояния, чем в Иране?

1978 Wien Dr. Karl Renner-Ring

Причём, если смотреть национальную статистику, то число машин на душу населения к концу 1970-х в Нидерландах и Австрии будет явно больше, чем в Таиланде, Турции или Иране. Парадокс!

Даже в Каире 78-го, который был куда беднее Стамбула и Тегерана, наблюдает автомобильное столпотворение:

1978 Cairo

Фактически здесь уже завершался второй этап автомобилизации — дело дошло до физического разделения транспортного и пешеходного потоков, началось строительство городских автоэстакад:

1978 Cairo3

Обратите внимание, какая на обоих каирских снимках куцая пешеходная инфраструктура: люди вынуждены бродить по проезжей части, лавируя между автомобилями.

Теперь перенесёмся в один из богатейших и наиболее развитых городов мира — Лондон. Здесь на протяжении последних 80 (если не более) лет наблюдается одна и та же картина: минимум частных автомобилей на улицах, более половины траффика представляют автобусы и такси, т.е. общественный транспорт:

1978 London Oxford Str.

Нормальная ширина тротуаров, успокоенный траффик, никаких подземных переходов — уважение к пешеходу!
Кстати, обратите внимание: "вафельная" разметка в Лондоне появилась на несколько десятилетий раньше, чем в Москве.

1978 London Bank of England

Какой же разительный контраст с соседним Парижем, где в 78-м на улицах в основном частные автомобили!

1978 Paris Arc de Triomphe

Спасибо, хоть брусчатку оставили!
Кажется, это именно парижский префект выдал в 1970-е эту безумную фразу — "город должен принять автомобиль".

Но судя по виду Елисейский Полей Париж 1978 года явно не спешил превращаться в столицу автоапокалипсиса наподобие Тегерана или Каира:

1978 Paris Avenue des Champs Elysees

А вот сытый и благополучный Триполи, каким он был 40 лет назад, "принял автомобиль" всей душой:

1978 Tripoli, Libya

Широкие автострады вместо улиц — это же мечта любого автомобилиста!

далее смотреть здесь https://visualhistory.livejournal.com/1895890.html
Tags: История в фотографиях
Subscribe

promo tiina january 28, 2015 22:33 245
Buy for 80 tokens
СМОТРЕТЬ ТУТ 10 самых интересных мест, которые можно увидеть с помощью веб - камер
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments