tiina (tiina) wrote,
tiina
tiina

Categories:

Беседа в стиле фанк с Кьеллом Нордстремом

Оригинал взят у slobodin в Беседа в стиле фанк с Кьеллом Нордстремом
Очень интересно общаться с людьми, которые смотрят на вещи совершенно по-другому, представляют абсолютно другую точку зрения. И в ней есть своя логика. И это расширяет сознание и заставляет смотреть на обычные вещи по-другому. Беседа с Кьелом Нордстремом — одним из лучших мировых business thinker, автора нескольких бестселлеров, один из которых книга “Бизнес в стиле фанк”, заставляет на многие вещи посмотреть по-другому. Итак, смотрите или читайте, но точно думайте… Мне было очень интересно.

Slobodin+1 с Кьелом Нордстремом







Михаил Слободин
– Большое спасибо, что присоединились к нам в России!

Кьелл Нордстрем
– Спасибо.

Что такое бизнес в стиле фанк?


На самом деле это достаточно свободный формат разговора. Вы - один из самых знаменитых мыслителей в мире, и я бы хотел задать Вам несколько вопросов, которые будут интересны нашим людям, которые большей частью смотрят через соцсети не по ТВ — это дает некоторую свободу — особенно в России это очень важно. Это реально быстрее. Во-первых, не все знают, что Вы — автор бестселлера “Бизнес в стиле фанк”. Не могли бы Вы объяснить, что значит стиль фанк? Несколько предложений.
– “Бизнес в стиле фанк” опубликована в 1999. Эта книга, основана на некоторых наблюдениях, сделанных нами, в том числе о том, что до 1995–1996 годов существовал только один способ организации компаний. Только один. В компании была иерархия, был босс, все одинаково одевались — было как в армии. Организационная структура бизнеса немного походила на армию. Все компании выглядели одинаково: американские, британские — все были одинаковы. Российские компании — тоже.

Мы сделали наблюдение, что когда 1994–95 появился Интернет, когда появился Netscape-появилась возможность организовывать компании несколько иным способом, где была менее ярко выражена иерархия, люди одевались по-разному, в офисе было очень мало людей, потому что многие работали по удаленному доступу. В музыке есть термин “музыка в стиле фанк”. И невозможно определить что это: классика, рок, джаз? Нет, она другая. Слово “фанк означает «другой», «пахучий». Фактически, это понятие имеет запах.


1*eMx3APK1vZ7cZ9CGZcLYcA.jpg


Есть старый стиль, и есть стиль фанк.
– Да, есть стиль фанк.

Его достаточно легко объяснить.
– Да, очень легко.

Но не очень легко различить, где фанк.
– Об этом легко говорить, но также сложно применить на практике. Например, Deutsche Post — старая почтовая организация, традиционная компания. Сделать DeutschePost почтовой компанией Германии в стиле фанк — на это потребуется некоторое время.

Трансформация в бизнес в стиле фанк — возможно ли это?
Это — главная тема нашего разговора — переход от старого стиля к бизнесу в стиле фанк. Например, область телекоммуникации сейчас на этом пути. Они, мы не на этом пути. Мы думаем о том, чтобы по нему пойти. Некоторые стараются сделать это, кто-то об этом просто говорит, но некоторые идут в правильном направлении. Мои вопросы касаются трансформации из старого стиля…

–…к стилю фанк.
– Да.

Действительно ли такие компании как Deutsche Post или Почта России, или традиционная телекоммуникационная компания могут трансформироваться в бизнес в стиле фанк? Во-первых, действительно ли им это нужно?
– Ответ очень прост — да. Если вы взглянете на некоторые области — авиационная индустрия, например, — государственное регулирование отменено, ранее такими компаниями владело государство, а затем произошла полная отмена государственного регулирования и данная индустрия полностью изменилась. Конечно же, почтовые службы ранее были монополизированы. Сегодня государственного регулирования нет, есть конкуренция — тотальная перемена. Конечно же, коммуникация всех видов опять же была под контролем и регулировалась, сегодня абсолютно…

Все компании в мире, которые выжили, ранее трансформировали себя. Те же, кто себя не трансформировал — сейчас либо банкроты, либо были приобретены другими компаниями.





То есть Ваша основная мысль в том, что переход к бизнесу в стиле фанк — это вопрос выживания — быть или не быть
– Выбора нет. Выбора нет. И этот выбор исчез в тот момент, когда государство решило перестать контролировать некую область, и выбора уже нет?

Исчезла старая главная цель — выжить на рынке благодаря регулированию?
– Да.

Увеличилась конкуренция?..
– Точно. И когда конкуренция увеличивается, все начинается медленно, как когда вы занимаетесь бегом — все начинается медленно, а затем скорость увеличивается. И сегодня, я бы сказал, что область телекоммуникаций, а также финансовая индустрия, сегодня становятся такими областями, где конкуренция более жесткая, интенсивная, она все время нарастает.

Известны ли Вам какие-нибудь истории успешной трансформации иерархического old style бизнеса..?
– Думаю, есть.

… действительно бизнеса в стиле фанк.
– Есть. В Норвегии есть интересный пример с Telenor. В некоторой степени Sonera и Telia в Швеции и Финляндии. И это вообще-то обычная история, в том плане, что Скандинавия всегда на передовой позиции в плане моды, образа жизни, отмены государственного регулирования — и так вот уже 80 лет. Другой вопрос, почему мы такие — но мы такие. И Telia была тяжелым, староформатным провайдером с бюрократической, инфраструктурой, которой владело государство. И они смогли трансформироваться в конкурента, которого можно встретить в Азербайджане; их можно встретить на многих рынках. Конечно же, в Турции. Вы их знаете. На это потребовалось некоторое время, и я думаю, что более чем половина людей покинула организацию в течение этих 8–10 лет. Важным является то, что нужно изменить отношение.

Дело не в изменении организации, не так важны перемены в стратегии, сколько перемена в отношении людей.

Это будет следующий вопрос. Истории успеха, то естьTelenor — это всего лишь пример.
– Это всего лишь пример.

ОК. Тогда есть ли провалы? Когда люди пытаются сделать вот это и не делать вот это — Вам известны такие случаи?
– Да. Много. Sabena — Бельгийская компания. Она была одним из европейских перевозчиков. Они противились переменам, не смогли держать сервис на современном уровне, они исчезли, обанкротились — их нет. Телекоммуникационные компании — многие из них были приобретены другими компаниями. Я бы сказал, что STTelecom сегодня бы не существовала, если бы за них не взялась Telia, они не могли угнаться за переменами.

Что нужно делать, чтобы трансформировать организацию в бизнес в стиле фанк?
– Думаю, в целом, это две или три вещи — это не ядерная физика на самом деле. Первое — должен быть ясная и понятная перемена в руководстве. В моем языке есть выражение — не знаю, есть такое в русском — что рыба гниет с головы.

Абсолютно так же в русском.
– Значит нужно поменять голову рыбы. Убираешь одну голову и приставляешь другую. Это достаточно понятно. Номер два.

Начинайте нанимать людей исходя из их отношения, а не из их способностей. Гораздо важнее, чтобы отношение (attitude) было правильным, чем иметь правильные знания, потому что знания можно поправить.





Вы можете научить их телекоммуникациям, языкам, вы можете делать с людьми любые социальные вещи — но вы не можете поменять их отношение. То есть, сначала меняем голову. Второе — эта новая голова начинает собирать людей с другим отношением. Ты начинаешь набирать критическую массу. И номер три — начинай делать те вещи, которые старые компании никогда не делали, а целенаправленно строй культуру, которая будет веселой — то есть такой, в которой работа может быть веселым занятием, что вы с коллегами и досуг проводите вместе- вечеринки, выпивка.

Первое — заменяешь голову, второе — нанимаешь ребят с нужным культурным кодом; знание не так важно; и третье – делать это весело???
– Да.

Хорошо, чего нельзя делать?
– Чего не стоит делать — так это фокусироваться на технологии, и верить, что технология может все поправить.
Сегодня, я думаю, что мы находимся в той ситуации, когда технология становится вездесущей. В английском это значит, что технология становится как вода и воздух — все имеют к ней доступ.

Технология нам уже не может все поправить. И во многих случаях можно увидеть, как телекоммуникационные, финансовые, авиационные компании, которые фокусировались на технологии, данную технологию утратили — потому что сегодня дело не в технологии. Apple, например. Не технология сделала Apple великой компанией. Дело в том, как они адаптировали эту вещь для вас — пользователя, и выстроили окружение и все остальное. Поэтому, избегайте концентрации на технологии, потому что мы вышли из периода в 60 лет, в течении которых технология была важна в камерах, машинах, стиральных машинах — технология была важна. Сегодня — уже нет.

О людях


О людях. Понимая Вашу концепцию в плане концентрации на людях с правильным отношением, верите ли Вы, что люди, с которыми Вы сейчас работаете, могут измениться, или нет? Или для перехода к бизнесу в стиле фанк нужна 100% замена?
– Нет, не 100%. Мы — люди- устроены не так.

99%?
– Не 99. Мы распределены нормально. Вы об этом узнаете, когда изучаете нормальное распределение. Кривая Гаусса. Как распределены высокие люди — нормально. Умные люди — нормально. Распределение всегда нормальное. Если у вас достаточно людей, это нормальное распределение. Это значит, что чуть более 50% населения могут измениться и могут адаптироваться. Остальных ты потеряешь. 55%…

45%…
45–55 % будет потеряно в процессе, потому что они либо не могут, либо не хотят, либо оба варианта.
И это можно увидеть снова и снова. Грубо говоря, более половины работников TeliaSonera сегодня — из старой команды. Но за это время она набрали людей, которые заменили ушедших.

Чувствуете ли вы различия в замене, в зависимости от уровня в организации — топ-менеджмент, среднее звено?
– Да, это то же, что у вас в Сибири называется вечной мерзлотой — это перманентно, оно никуда не уходит.
В компаниях всегда есть «вечная мерзлота» — это обычно среднее звено.
И для вас, как для СEО, сложно пробить эту мерзлоту. Это реально тяжело. Поэтому нужно найти методы и инструменты, чтобы пробиться через нее. Практически во всех организациях она есть — у вас, скорее всего?

У нас есть методология определения «мерзлоты» на основе технологии big data.
– Точно. И это важная вещь, как и в обществе. Именно средний класс важен для будущего России, конечно. Это не такая уж элита, но и не самые низшие слои — это средний слой — и так, же в компании. В компании есть средний класс, и Вам нужно, чтобы он был с Вами. Если это не так, то средний класс окажется вечной мерзлотой, противостоящей всему.





Что такое Компания в стиле фанк — голова рыбы и многое другое


Компания в стиле фанк — как Вы видите ее структуру, или вопрос о структуре некорректен?
– Уместен. Я думаю, Вы правы. Еще 15–20 лет назад я говорил — и мы к этому сейчас пришли — что при помощи 10 человек можно построить компанию в один миллиард Евро. 10 человек — миллиард Евро. Данная компания делает вот это — и на сегодня в ней сорок человек. Сумма достигнет примерно 200 миллионов Евро, а количество человек мы уменьшим — не увеличим. К этому все сводится, потому что сегодня есть то, чего не было , когда Вы и я ходили в школу — каких-то 15 лет назад — а именно — у нас есть рынки для всего.

Вы можете купить компоненты, дизайн, бухгалтерские услуги, то и это. Не нужно иметь так много внутри компании. Посмотрите на нового телекоммуникационного оператора Tele2. Когда они начинали, в каждой стране они имели не более 10–15 человек. Со временем они расширились — это другая история. Но сегодня есть рынки и ниши, где компания может сохранять очень маленький размер, оставаться гибкой, а остальное купить на рынке. Но это очень чувствительный процесс — что следует держать в компании, а что закупать у кого–то.

То есть внутри компании должно быть только то, что формирует ее конкурентное преимущество и основные компетенции.
– И необходимо балансировать это ядро и со временем менять, что когда-то было конкурентным преимуществом и было внутри компании — и вдруг внезапно ты можешь купить его где-то еще, и заняться чем-то другим

Вы сказали, что самая главная перемена, которая должна быть — касается лидера. Голова рыбы.
– Голова рыбы.

Кто это? Кто может сделать компанию веселой?
– Интересно то, что если присмотреться, можно увидеть определенную схему. Компаниям как таковым всего 150 лет. Все началось в 1850-ые. Это не такое уж и старое явление, до них были ремесла, фермерство, но в 1850 появились фабрики — и все началось. Первые руководители этих фабрик были либо военными, либо юристами. Юристы — потому что фабрики были новым явлением, и для новых институтов требовалось юридическое образование. То есть это были либо военные, либо юристы — и так до 1900, 1910. Потом пришла техническая революция — железные дороги, энергия, автомобили, транспорт. И практически все руководители больших компаний вышли из инженеров. И так было повсюду — в Германии, США, в любой части мира — это было время инженеров.

Почему? Потому что суть конкурентного преимущества состояла в технологии. Остальное можно было поправить. В конце 70-ых, 80-ых появились первые по-настоящему большие компании — такие как IBM, шведская ABB, инженерная компания, где в качестве со-президента поставили человека, который не был инженером. И появился прецедент. И этих руководителей появились бороды, они перестали носить галстук и тому подобное. Впервые руководить стали люди со степенью магистра МВА — те, кто у вас сейчас работает в Сколково — люди с экономическим образованием, потому что усердие, эффективность, клиенты и тому подобное стало более важным, чем технология. Все случилось из-за японцев, а также из-за множества новых трендов, потому что технология внезапно стала не настолько важной. И так мы получили людей с МВА. Сегодня по-прежнему их время, как мне кажется.

Это видно, потому что по-прежнему многие люди имеют МВА, но, возможно, что последующие поколения эту степень уже иметь не будут, потому что люди со степенью МВА вернутся в финансовые отделы, разработчики технологий, возможно, вернутся в технологически отделы, а руководитель, возможно, окажется человеком с более гуманистическим, психологическим взглядом, обращенным вовнутрь человека.

Все дело в руководстве людьми. Потому что вы все можете поправить, но очень сложно встать во главе группы людей.

И таких людей готовят уже сегодня, причем имею в виду не МВА. МВА — это человек, подготовленный в сфере финансов, маркетинга, логистики. Таких учат именно этому, их не учат мотивировать группу из 500 человек, чтобы пробудить в них энтузиазм. Поэтому я думаю, что мы увидим четвертое поколение лидеров, концентрирующихся на более гуманистическом компоненте. Таким образом, можно проследить как в течение времени все шло от военных, юристов, инженеров, экономистов — и я не думаю, что на этом история закончится. А вы? Экономисты здесь не навсегда, они сохранят присутствие еще небольшое количество лет, но уже сегодня в областях с суперконкуренцией появляются лидеры, которые не имеют вообще никакого формального образования. Это люди, которые сами себя сделали.

Быть лидером — это как любовь — здесь экзаменов не сдают.

Все дело в твоем опыте, самообразовании, ты не получишь этого от степени магистра.
– Нет, не получишь. Это как любовь, нужна практика, нужно экспериментировать — и нужно делать это самому. Но я уверен, что выпускники MBA важны сегодня, они будут важны в течение нескольких последующих лет, но я не думаю, что лидеры 2025–2030 все будут экономистами. И инженерами они не будут.

Совет Мастера


У меня, например, нет ученой степени. И последний вопрос. Каков Ваш личный совет тому лидеру, кто хочет построить настоящий бизнес в стиле фанк?
– Это очень просто. Не проводите время со своими коллегами, не играйте в гольф со своими коллегами, не вращайтесь в одной среде с другими бизнесменами; вращайтесь в среде артистов, музыкантов, архитекторов — всех, кроме деловых людей. В этом ключ.

Под коллегами вы подразумеваете деловых партнеров, потому что коллеги — это люди, с которыми ты работаешь?
– Да, но к ним относятся и конкуренты, и люди из данного бизнеса.

Не проводите время с бизнесменами, проводите время с людьми из других областей жизни — врачи, артисты, художники, — потому что в итоге в этом и есть суть общества.
Деловые люди — это всего лишь небольшая группа.


Ясно, спасибо большое за такой интересный совет. Я подумаю об этом.
– Очень быстро время пролетело!




Кьелл Нордстрем. Кто он?












Кьелл Нордстрем — выдающийся бунтарь от бизнеса и менеджмента. Шведский экономист, профессор, бизнесмен, писатель, член советов директоров нескольких инновационных компаний. А главное — один из ярчайших бизнес-мыслителей современности. Автор концепции «Бизнес в стиле фанк», о которой слышали, кажется, даже те, кто от бизнеса бесконечно далёк. Именно она, осознанно или нет, сегодня лежит в основе бизнес-модели большинства многомиллиардных digital-компаний.

Кьелл сформулировал главные принципы бизнеса 21 века в далеком 2000 году — когда Google c Amazon лишь делали первые несмелые шаги, а Facebook и Youtube, скорее всего, еще даже не пришли в голову своим создателям. Про таких говорят — увидел будущее. И поделился знанием со всем миром, став гуру менеджмента!
Tags: Интервью
Subscribe

promo tiina january 28, 2015 22:33 245
Buy for 80 tokens
СМОТРЕТЬ ТУТ 10 самых интересных мест, которые можно увидеть с помощью веб - камер
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments