tiina (tiina) wrote,
tiina
tiina

Тысячи лиц одной игрушки, или Музей уникальных кукол

Кукла - игрушка с богатым прошлым. В разное время она представала модным элементом, предметом роскоши, идейным воспитателем. Для кукол шились шляпки, создавались украшения и настоящие сервизы...
Самым первым коллекционером кукол принято считать Клеопатру. Древнеегипетская царица использовала свои игрушки в качестве манекенов, одевая которые, она подбирала себе наряды. Ее примеру вплоть до XVII века следовали парижанки, которые отправляли кукол подругам, чтобы посвятить приятельниц в тонкости последних модных тенденций…

"Будуарные" куклы и трехликое детище Карла Бергнера.

Так называемые "будуарные" куклы тоже стали модными "игрушками" для дам, а вовсе не для девочек. Впрочем, будуарные красавицы служили благородным особам еще и чем-то вроде аксессуара, наряду с зонтиком или шляпкой
С этой красавицы начиналась история Музея уникальных кукол
"Будуарная кукла — это текстильная кукла, которая украшала будуарные комнаты дам, — рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. — В конце ХIХ — начале ХХ веков даже существовала мода выходить с такими будуарными куклами в свет. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды".

В музейной коллекции, начало которой было положено шестнадцать лет назад, сегодня насчитывается шесть тысяч экспонатов. Самый древний — это фрагмент кукольного платья 1650 года.
А началась история этой экспозиции со случайно обнаруженной в прабабушкином сундуке игрушки. Ее нашла художница Юлия Вишневская, которая и основала музей.
Каких только кукол в нем нет. Здесь собраны деревянные, тряпичные, восковые, фарфоровые и даже многоликие куклы.


Куклы–музыкальные автоматы порой стоили целое состояние



"В ХIХ столетии, когда еще не изобрели кукол, у которых открывались бы и закрывались глаза, немец Карл Бергнер придумал куклу с тремя лицами, — говорит Ирина Марышева. Одно лицо куклы — печальное, второе — спящее, а третье радостное. При повороте головы — а она вращалась — лица сменяли друг друга.

Кукла для наследника Тутти и музыкальные автоматы
Дарить радость — одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка" и дружил с куклой Суок.
Дарить радость — одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка" и дружил с куклой Суок.
Сегодня кукла, которую изготовили для экранизации знаменитой сказки, — пожалуй, самый известный музейный экспонат.
Как и для наследника Тутти, у которого не было друзей, аристократы дарили своим детям больших кукол. С ними дворянские чада вели разговоры — пусть и безответные, — пили чай, читали своим игрушкам книги.
Такие куклы изготавливались вручную и на заказ. Лица у них были из фарфора, волосы натуральные, тело — тряпичное. Стоили они очень дорого, но не дороже, чем музыкальные куклы-автоматы, цена которых порой равнялась стоимости приличного особняка



Большие куклы заменяли дворянским отпрыскам друзей

Над подобными куклами всегда трудились два мастера: кукольник и часовщик. Он-то и придумывал механизм, благодаря которому игрушка "оживала" на несколько минут. Как правило, она делала какие-то нехитрые движения под музыку: танцевала, играла на каком-нибудь инструменте, читала книгу — но, конечно же, пока еще не вслух.
Батарейку, которая позволила кукле заговорить, придумали гораздо позже - в прошлом столетии. Сначала это было одно слово "мама", а теперь куклы поют и читают стихи…

Фарфоровый сервиз для куклы и целлулоидный пупс
Интересно, что в ХIХ — начале ХХ веков существовали кукольные магазины, в которых было два отдела.
"В одном можно было купить собственно саму куклу, но продавалась она в нижнем белье, а уже во втором — одежду для нее. Продавались платья, обувь, шляпки, бижутерия и даже кукольные фарфоровые сервизы. Причем изготавливались они на настоящих фарфоровых заводах. Это было такое сопутствующее производство", — рассказывает Ирина Марышева.


Кукольные сервизы изготавливались на настоящих заводах по производству фарфора
В конце Х1Х-го века фарфоровых красавиц в Россию все реже стали привозить из заграницы. В Москве и Петербурге открылись знаменитые кукольные фабрики "Гудков", "Федосеев", "Дунаев". Впрочем, с приходом к власти большевиков, они были закрыты, а куклы по причине своей "буржуазности" — ликвидированы.

"Уничтожали даже готовую продукцию. И многие девочки прятали этих куколок, чтобы у них их не изъяли, рассказывает Ирина Марышева. — А на фабриках стали выпускать серийных целлулоидных пупсов. Кстати, в 50-е годы — и это мало кто знает — пупсов тоже изымали из детских садов. На смену им пришли "идейные куклы": "Врач", "Школьница", "Спортсменка".

В начале ХХ века кукольные магазины состояли из двух отделов. В одном продавались сами куклы, а в другом - одежда для них

Источник
Тысячи лиц одной игрушки, или Музей уникальных кукол


В музее, где обширная кукольная история представлена во всем своем многообразии, побывала Елена Косова.


Tags: Музеи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Финны, известные всему миру. Кто они?

    В каждой стране найдется, кем гордиться. Всегда есть хоть один соотечественник, который широко известен за пределами страны и о котором не стыдно…

  • Друзьям. Френдам. Всем блогерам уютненькой

    Нередко встречаю посты, что-то типа флешмоба, в которых предлагается назвать пять лучших журналов своей ф-ленты. Как можно назвать пять? Возможно,…

  • Дамы и господа

    Удалила не взаимных, вам не интересен мой журнал, тогда и мне ваш тоже Еще удалила тех, кто не желает пользоваться катом. Если кто попал под раздачу…

promo tiina january 28, 2015 22:33 245
Buy for 80 tokens
СМОТРЕТЬ ТУТ 10 самых интересных мест, которые можно увидеть с помощью веб - камер
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments