tiina (tiina) wrote,
tiina
tiina

Category:

«Ушлые и умные – почувствуй разницу» или 4 вида интеллекта +1

Эта тема интересна моей дочери, она поделилась ссылкой, я делюсь с вами

Интеллект (от лат. intellectus - восприятие, понимание, рассудок) - общая способность к познанию и решению задач.
Если взять все четыре формы проявления личности: мысли, чувства, речь и поступки, можно говорить и о четырех видах интеллекта.
Умственный интеллект – способность успешно совершать основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.
Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Вербальный интеллект - способность проводить анализ полученной информации, систематизировать ее и воспроизводить посредством слов.
Поведенческий (или социальный) интеллект - способность понимать свои собственные поступки и поведение других людей, реально оценивать происходящее и вести себя адекватно ситуации.
В этих определениях заложены и критерии оценки уровня того или иного вида интеллекта.

Как это взаимосвязано?
Мне кажется, здесь четыре составляющих распадаются на две пары: мысли и чувства больше как каналы восприятия, а слова и поступки больше как формы проявления. Кто-то воспринимает всё на уровне логики, но учитывает чувства как фактор; кто-то сначала считывает на эмоциональном уровне, а уже потом задает себе вопрос: что происходит и почему? то есть включает логику. Для кого-то важно сформулировать, прежде чем действовать; кто-то действует интуитивно, а потом уже формулирует, что он делал и зачем. По логике, приоритет мыслей должен сочетаться с приоритетом речи, а чувства стыковаться с интуитивными действиями.
Как это происходит у вас? Это важно понять, чтобы,
во-первых, признать правомерность своей системы,
во-вторых, признать правомерность другой системы для другого человека.
Важно, чтобы вы оба были успешны. Хотя договориться вам будет сложно.

Посмотрим, как одно и то же явление выглядит применительно к разным видам интеллекта. То, что мы определяем как стереотипность мышления, в речи будет выглядеть как использование штампов, в эмоциональном – как застревание на одних и тех же эмоциях, в поведенческом – использование одних и тех же моделей поведения.
Изначально стремление ума и психики к обобщению объяснимо – это оптимизирует процесс. Вопрос, насколько это обобщение верно, и насколько эта оптимизация действительно эффективна.

Как это проявляется в общении?
Интеллектуально развитый человек стремится к общению с равными себе или выше по уровню. А иначе зачем? Но если ты выбрал того, кто выше тебя по уровню, то какой смысл ему общаться с тобой? Вот тут разнообразие спасает.
Да простят меня мои хорошо знакомые люди, но я попыталась по 10-бальной системе оценить их уровень по всем четырем видам интеллекта. И себя тоже оценила. И, проанализировав обширный опыт общения, пришла к тому, что общение взаимовыгодно, когда у одного умственный интеллект, скажем, 8, а эмоциональный – 10, а у другого наоборот. Каждому есть, что отдать, и что получить взамен. Аналогично полезен тандем людей с разными уровнями в одной профессиональной команде. Но! При условии, что нижний предел у них одинаков.
При полном равенстве уровней общение комфортно, при компенсаторном варианте общение вызывает приступы дискомфорта, но созидательно в целом.
Общение при большой разнице в уровне деструктивно для того, кто выше. Но почему? Казалось бы, ты должен чувствовать себя благодетелем, и это приятно, а ты злишься. И ненавидишь себя за то, что сразу не отказал человеку в общении. Из лучших побуждений.
Я сторонник использования понятия энергии как
объединяющего. Мысли, эмоции, слова и поступки человека имеют свою энергетическую ценность. Чем выше интеллектуальный уровень человека, тем выше энергетическая ценность того, что он производит. И он не может искусственно эту энергоемкость снизить. Он может подобрать более простые слова, чтобы собеседник его понял, но затраты от этого не только не уменьшаются, но наоборот увеличиваются, потому что для человека этот режим неоптимален.
Человек воспринимающий тоже имеет свой диапазон. Но что происходит с той энергией, которую человек производящий выдал, а человек принимающий не воспринял? Не воспринял именно в той форме, в которой ему это транспортировали – в виде мыслей, слов, эмоций, действий… Так вот, я думаю, что он забрал это как энергию в чистом виде. То есть ты ему продал дизайнерскую мебель по цене дров. Посмотри, как ему при этом хорошо. И с каким удовольствием он общается с тобой, как настойчиво ищет встреч. И посмотри на себя, Продавец Года. И перестань стыдиться своей злости. А просто наведи порядок в отношениях.

Пятый вид интеллекта, ломающий целостность системы
В начале материала я назвала не все виды интеллекта, которые упоминаются в специальной литературе. Психолог Роберт Стернберг ввел понятие «практического интеллекта» – «знание того, что, когда и кому сказать, и что сделать, чтобы добиться максимального результата». Этот вид интеллекта еще называют «житейским». Говоря иначе, человек с высоким уровнем житейского интеллекта умеет эффективно использовать те ресурсы, которые у него есть, насколько бы малы они не были. Парадокс, но иногда именно эти люди в силу своей активности и уверенности более успешны, чем те, кто умнее и одареннее его. В русском языке есть определение, которое очень точно определяет таких людей – «ушлые». Словари дают следующие синонимы к этому слову - хитрый, вёрткий, хваткий, изворотливый, пронырливый, оборотистый.
Как житейский интеллект сочетается с низким уровнем основных четырех видов интеллекта?
Вербальная недоразвитость маскируется штампами, пафосом или манипулятивными приемами (например, излишней сентиментальностью); применением сложных слов и модных терминов; использованием чужих текстов, порой без ссылки на автора.
Эмоциональная недоразвитость в сочетании с природной активностью порождает человека импульсивного, не контролирующего свои поступки, идущего на поводу своих желаний. Они часто не могут сбалансировать бюджет, при достатке не ниже среднего хронически имеют долги и кредиты. Они берутся за много дел сразу, устают, демонстрируя эту усталость. Не любят выполнять рутинную работу, стараются скинуть ее на других людей, а если и вынуждены ею заниматься, компенсируют это ее демонстрацией.
Причина поведенческой недоразвитости заключается в том, что человека на стадии формирования личности окружали люди с примитивными моделями поведения. Более сложные модели ему не понятны. Он будет их объяснять с позиции своего уровня. И поверьте, эти объяснения будут не в вашу пользу. Потому что его «житейская мудрость» состоит в том, чтобы оставаться правым. А потому он применит несколько стандартных манипуляций, легко опознаваемых человеком с развитым эмоциональным интеллектом. Он абсолютно искренне будет уверен, что перехитрит вас, особенно если до сих пор это работало, так как либо люди рядом оказывались с эмоциональным и поведенческим интеллектом столь же невысокого уровня; либо, кто поумнее, играли с ним в поддавки; либо из вежливости поддерживали человека за «житейские» достижения. Игра в поддавки – слабость социально недоразвитых. Она им дает чувство значимости. Для них очень важны награды, звания, публикации в прессе. Причем, акцент смещается от дела к личности. Такие люди не любят упоминать партнеров, благодарить помощников. Даже не то что не любят, они об этом искренне забывают, потому как внутренне сосредоточены на собственной значимости.
Что делать, если жизнь свела вас с таким человеком? Во-первых, понять, что происходит. Убрать эмоции и выстраивать свои
действия так, чтобы человек вынужден был «играть по правилам». Не по вашим правилам, а по правилам этики. Для вас это будет очень энергозатратно, поэтому подумайте, стоит ли оно того. Модель поведения этот человек не изменит. Потому что другой модели у него нет. Чем больше вы мешаете ему воспроизводить привычную для него модель поведения, тем изощреннее он будет в своем стремлении.
автор Ирина Рынкевич
.


Лет в девятнадцать я сформулировала для себя правило, которое меня ни разу не подвело: «Дай дураку проявить свою глупость». Поверьте, без вас он справится с этим быстрее. Недавно добавила к этому: «И постарайся при этом быть от дурака подальше»
Tags: психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo tiina january 28, 2015 22:33 245
Buy for 80 tokens
СМОТРЕТЬ ТУТ 10 самых интересных мест, которые можно увидеть с помощью веб - камер
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment