tiina (tiina) wrote,
tiina
tiina

Каналармейцы, Сталин дал приказ!

Ровно 80 лет назад, 2 мая 1937 года у Кремлевской набережной пришвартовались два новых, сияющих свежей краской пассажирских теплохода. Это были первые суда, прошедшие по только что построенному каналу Москва-Волга - одному из крупнейших гидротехнических сооружений советской эпохи. На первом теплоходе, который, естественно, назывался "Иосиф Сталин", прибыло в Москву руководство строительства. Казалось бы, его должен был ждать торжественный прием, однако ничего подобного не произошло, а сами пассажиры выглядели испуганно и подавленно.


YOlkin.-Plakat-Kanal-Moskva-Volga-otkryt-821x1200



Дело в том, что еще в ночь с 28 на 29 апреля, на одной из промежуточных остановок, на борт взошла команда вооруженных сотрудников НКВД и неожиданно для всех арестовала главного виновника торжества (впрочем, это слово уже можно взять в кавычки) - начальника Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитлага), старшего майора госбесопасности Семена Фирина. Именно он на протяжении четырех лет являлся непосредственным руководителем огромной стройки, на которой трудилось в общем счете более 200 тысяч заключенных "каналоармейцев" под охраной нескольких тысяч сотрудников НКВД.

Арестом Фирина дело не ограничилось. 1 мая, в день международной солидарности трудящихся, был взят под стражу начальник Волжского участка строительства, капитан госбезопасности Сергей Быховский. 6 мая забрали главного архитектора Дмитлага Иосифа Фридлянда и начальника строительного отряда Анушевана Лазарева. 11 мая арестовали сотрудницу культурно-воспитательнго отдела (КВО) Дмитлага Лидию Могилянскую и скульптора Галину Левицкую, чьи работы до сих пор украшают шлюзы, пристани и берега канала.

17 и 18 мая за ними последовали работники лагерной газеты "Перековка" и журнала "На штурм трассы" Давид Виленский, Николай Жигульский и Павел Лухтикер, а также - инструктор по национальной работе КВО Исмаил Шир-Ахмедов и начальник одного из участков Дмитлага Михаил Брилев. Через два дня арестована жена Брилева, работавшая кассиршей в парикмахерской города Дмитрова.

26-30 мая арестован начальник отряда бетонщиков Николай Ефремов, жена Семена Фирина Софья Залесская, руководитель центральной агитбригады КВО Игорь Терентьев и ответственный секретарь журнала "На штурм трассы" Роман Тихомиров.

4 июня арестован начальник центральной художественной мастерской Управления строительства, выдающийся художник и скульптор Глеб Кун - автор скульптуры "Водный путь", установленной у Северного речного вокзала Москвы.  А вскоре после него арестовали молодого талантливого художника Константина Соболевского, работавшего под руководством Глеба Куна.

Кроме того, в июне арестовали начальницу женского строительного отряда Галину Тасарскую, командира дивизиона охраны Бориса Кравцова и начальника архитектурной мастерской Петра Козырева. Всего же по "делу Фирина" было репрессировано 228 человек - почти всё руководство строительства канала Москва-Волга и большинство творческих работников системы Дмитлага. Всех их расстреляли без суда по стандартному для 1937 года обвинению в "контрреволюционной деятельности".  Уцелели буквально единицы, например, главный инженер канала Сергей Жук и несколько начальников участков.

Историки до сих пор ищут хоть какое-то логичное объяснение того факта, что руководство страны столь "щедро" наградило людей, обеспечивших успех одной из главных "сталинских строек" и жизненно необходимого для Москвы объекта. Одна из версий - стандартна: эти люди слишком много знали о жутких условиях, царивших в Дмитлаге, и об огромной смертности строителей-заключенных, которую скрывала официальная статистика. Ну а самый надежный способ заставить человека хранить тайны известен с древних времен.

Однако эта версия не выдерживает критики, так как по окончании строительства были амнистированы и распущены по домам заключенные Дмитлага с уголовно-бытовыми статьями - порядка 55 тысяч человек. Разумеется, они могли рассказать всем и каждому о том, что видели, а потому не было никакого смысла убивать две сотни секретоносителей. Тем более, что многие из этих секретоносителей были реально ценными кадрами, обладавшими организационными способностями и творческим потенциалом.

Есть и более конспирологическая гипотеза, состоящая в том, что Сталин якобы испугался созданной Фириным мощной организации с тысячами вооруженных охранников и десятками тысяч "прикормленных" зэков, которых он мог использовать для попытки государственного переворота.  В пользу этой гипотезы говорит то, что отношение Сталина к руководству Дмитлага резко изменилось после совершенной им 22 апреля 1937 инспекционной поездки по строительным объектам.

Неизвестно, какие мысли возникли в голове диктатора во время этой "экскурсии". Известно только, что никаких претензий к Фирину и его подчиненным Сталин не высказал и выглядел вполне довольным, однако, буквально через неделю начались аресты. Можно только гадать, была ли тут какая-то связь, и если была, то в чем она заключалась. В общем, сколько бы ни выходило книг и статей, посвященных зловещим тайнам 1937 года, а тайн этих меньше не становится. И я не уверен, что они когда-нибудь будут разгаданы.

В статье использованы материалы и иллюстрации с сайта moskva-volga.ru


b1ce2e01d2177cb4121e4da389a42081

Первые теплоходы, пришедшие в Москву по каналу Москва-Волга.

98495_original

Карта-схема канала из посвященной ему экспозиции в Долгопрудненском историко-художественном музее.

Zemlyu-bystro-i-legko-razgruzhali-005-2

Рабочие на строительстве канала. Интересно, что тачки - подписаны. Воровали их, что ли? Или за каждым "агрегатом" был закреплен ответственный работник?

0_dd6b4_65c325a1_XXXL

Под музыку работа спорится.

0_dd6b2_5da66ef8_XXXL

А охрана - бдит.

0_5ada0_ae53bf6f_XXXL

Элита Дмитлага. Интересно, кто-нибудь из этих людей пережил годы "большого террора"?

0_d07ce_1fcbd4ca_XL

Слоган "От жаркой работы тает срок" родился на строительстве канала Москва-Волга и потом разошелся по всей системе ГУЛАГа. Слева - плакат Глеба Куна, а справа - Константина Соболевского.

20120107004754-9d49e743

Еще два выразительных "каналоармейских" плаката Соболевского. Этот художник был расстрелян в сентябре 1937 года, в возрасте 25 лет.

0_b4d51_71e86fc3_XL

Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов во время поездки по объектам Волгостроя 22 апреля 1937 года. Справа - тот же снимок, отретушированный после расстрела Ежова. Советский "фотошоп" был суров и беспощаден к врагам народа.

Firin-S.-1937

Начальник Дмитлага Семен Фирин, его заместитель Сергей Пузицкий, начальник Управления строительства канала Москва-Волга Лазарь Коган и сменивший Фирина на посту руководителя Дмитлага Зиновий Кацнельсон. Все, кроме Когана, расстреляны в 1937 году. Когана расстреляли в 1939-м.

98a76a09c0fbt

Секретная подписка о неразглашении, которую в обязательном порядке давали все вольнонаемные сотрудники Волгостроя, вплоть до уборщиц.
 источник Каналармейцы, Сталин дал приказ!

Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Финны, известные всему миру. Кто они?

    В каждой стране найдется, кем гордиться. Всегда есть хоть один соотечественник, который широко известен за пределами страны и о котором не стыдно…

  • Друзьям. Френдам. Всем блогерам уютненькой

    Нередко встречаю посты, что-то типа флешмоба, в которых предлагается назвать пять лучших журналов своей ф-ленты. Как можно назвать пять? Возможно,…

  • Дамы и господа

    Удалила не взаимных, вам не интересен мой журнал, тогда и мне ваш тоже Еще удалила тех, кто не желает пользоваться катом. Если кто попал под раздачу…

promo tiina january 28, 2015 22:33 245
Buy for 80 tokens
СМОТРЕТЬ ТУТ 10 самых интересных мест, которые можно увидеть с помощью веб - камер
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments